UTM метки - специальные параметры в URL, которые позволяют оценивать эффективность рекламных компаний.
Они позволяют проанализировать трафик сайта: какие источники работают лучше других, какие рекламные креативы обладают большей конверсией и тд. Просмотреть статистику можно в Яндекс Метрике и Google Analytics.
Всего таких параметров пять: три обязательных (utm_source, utm_medium и utm_campaign) и два опциональных (utm_term и utm_content). Каждый параметр состоит из пары ключ-значение. Ключи фиксированные, изменять их нельзя, а вот значения задаются произвольные.
Вот так может выглядеть ссылка с utm метками:
https://ydmitry.ru/blog/?utm_source=vk&utm_medium=social&utm_campaign=social_education
Как сделать ссылку с UTM метками
На просторах интернета можно найти десятки рабочих инструментов, например, наш Менеджер UTM меток для 1С-Битрикс.
Но на самом деле, ссылки можно составить и вручную, главное - разобраться в двух вещах:
- какие параметры существуют и за что отвечают,
- общие правила и частые ошибки при формировании utm-меток.
Обязательные параметры UTM меток
Если хотя бы один из обязательных параметров не будет указан, данные могут собираться некорректно.
utm_source - рекламная площадка
Используется для указания источника трафика. Как правило, это google, yandex, facebook или vk.
utm_medium - тип трафика
В качестве значения этого параметра рекомендуем использовать одно из принятых значений:
Какие бывают значения utm_medium
| organic | бесплатный трафик |
| cpc | cost per click, контекст |
| Email-рассылка | |
| social | Социальные сети |
| banner, cpm, display | медийная реклама |
| cpa | cost per action, оплата за действие |
| cpv | cost per visitor, оплата за посетителя |
| cpp | cost per point, оплата за 1% аудитории |
| referral | переход |
utm_campaign - название рекламной компании
Параметр можно задать произвольно. Параметр используется для группировки объявлений по рекламным компаниям.
Например, для запуска рекламы "скидка 30% на окна" может использоваться несколько площадок и инструментов, но utm_campaign для них будет один:
.../?utm_source=vk&utm_medium=social&utm_campaign=30_na_okna,
.../?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=30_na_okna,
.../?utm_source=facebook&utm_medium=cpc&utm_campaign=30_na_okna.
Необязательные параметры UTM меток
utm_term - ключевая фраза
С помощью utm_term можно собирать статистику по ключевым словам, на которые вы запускаете таргет.
Например, utm_term=kupit_robot_pylesos
utm_content - дополнительный параметр
Используется, если не хватило четырех других. Помогает различать компании, если совпали все параметры.
Удобно указывать формат объявления, тип товара и т.д.
Например, utm_content=baner800x200
Общие правила создания UTM меток
- Ключи и значения UTM меток пишутся только латиницей
- Ключи и значения пишутся в нижнем регистре, никаких заглавных букв
- Символ ? может использоваться только один раз: перед первой utm меткой
- Символ & может использоваться только для разделения utm меток
- Символ = может использоваться только для разделения ключа и значения
- Разделяйте слова дефисами или нижними подчеркиваниями (-, _)
- Используйте кодировку UTF-8 на сайте
- Все обязательные поля - обязательны, не забывайте про это
Динамические параметры UTM меток
Значения динамических параметров проставляются автоматически рекламными системами. Для того, чтобы настроить подстановку динамических переменных в UTM метки, необходимо вставить специальный код в значение метки. Рекламные площадки поддерживают разные наборы динамических параметров (за исключением редких совпадений).
Вот пример ссылки с динамическими параметрами:
https://ydmitry.ru/?utm_source=vk&utm_medium=cpc&utm_campaign={campaign_id}

UTM метки Яндекс Директ
| Параметр | Описание | Возможные значения |
|---|---|---|
| {source_type} | Тип площадки показа объявления |
search - поисковая context - тематическая |
| {source} | Домен рекламной площадки |
url площадки, при показе в рекламной сети; none - при показе в поиске |
| {addphrases} | Клик по "дополнительной рекламной фразе" | "yes" или "no" |
| {position_type} | Тип блока при показе на странице результатов поиска |
premium - спецразмещение; other - нижний блок; none - не в поиске Яндекса |
| {position} | Точный номер позиции в блоке |
0 - показ на тематической площадке рекламной сети Яндекс; |
| {keyword} | Ключевая фраза | Текст ключевой фразы, без минус слов |
| {campaign_id} | ID рекламной компании |
|
| {banner_id} | ID объявления |
|
| {phrase_id} | ID ключевой фразы |
|
| {retargeting_id} | ID условия ретаргетинга |
|
| {gbid} | ID группы |
|
UTM метки Google Ads
| Параметр | Описание | Возможные значения |
|---|---|---|
| {keyword} | Ключевое слово |
|
| {creative} | ID объявления |
|
| {network} | Тип площадки |
g - поиск Google; s - партнеры поиска; d - контекстно-медийная сеть (КМС) |
| {matchtype} | Тип соответствия ключевого слова |
e - точное совпадение; p - фразовое; b - широкое |
| {adposition} | Позиция объявления |
2t1 - показ на 2 странице на 1 позиции верхнего блока; none - контекстно-медийная сеть |
| {device} | Тип устройства |
m - смартфон; t - планшет; c - компьютер |
| {placement} | Площадка (КМС) | Адрес площадки контекстно-медийной сети |
| {target} | Категория места размещения (таргетинг) |
|
| {adtype} | Тип рекламного блока |
pla - товарное объявление; pe - дополнительная информация о товаре |
| {devicemodel} | Марка и модель устройства |
|
UTM метки Вконтакте
| Параметр | Описание |
|---|---|
| {ad_id} | ID объявления |
| {campaign_id} | ID рекламной компании |
| {campaign_name} | Название компании |
| {client_id} | ID клиента (для кабинетов агентств) |
| {platform} | Платформа |
| {random} | Случайное число |
UTM метки Facebook
| Параметр | Описание | Возможные значения |
|---|---|---|
| {{ad.id}} | ID объявления |
|
| {{adset.id}} | ID группы объявления |
|
| {{campaign.id}} | ID компании |
|
| {{ad.name}} | Название объявления |
|
| {{adset.name}} | Название группы объявления |
|
| {{campaign.name}} | Название компании |
|
| {{site_source_name}} | Рекламная площадка |
fb - facebook; ig - instagram; msg - messenger facebook; an - audience network |
| {{placement}} | название места размещения |
Feed; Stories; Instant Article; Right Column |
UTM метки 1С-Битрикс
Для удобства работы с UTM метками в Битриксе, мы разработали бесплатный модуль Менеджер UTM-меток, который поможет сформировать ссылку без ошибок, создаст короткую ссылку и покажет краткую статистику по переходам. Скачать модуль можно из Маркетплейса: https://marketplace.1c-bitrix.ru/solutions/yazykov.utmmanager/.